Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

барток бела

Энциклопедический словарь

Ба́рток Бела (Bartok) (1881-1945), венгерский композитор, пианист, музыкант, фольклорист. С 1940 в США. В произведениях Бартока архаические элементы народной музыки сочетаются с новейшими приёмами композиторской техники. Опера «Замок герцога Синяя Борода» (1918), балеты «Деревянный принц» (1917), «Чудесный мандарин» (1926; все - даты постановок), сочинения для оркестра (в том числе Концерт, 1943), инструментальные концерты, 6 струнных квартетов, произведения для фортепьяно (в том числе «Микрокосмос», 1937). Труды по музыкальной фольклористике.

* * *

БАРТОК Бела - БА́РТОК (Bartok) Бела (25 марта 1881, Надьсентмиклош, Трансильвания - 26 сентября 1945, Нью-Йорк), венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя и учительницы. В 1899-1903 учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа. С 1907 профессор по классу фортепьяно там же. Изучал крестьянский фольклор (венгерский, румынский, словацкий и др.), собрал свыше 30 000 песен. В 1919 совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы хортистского режима.

В сочинениях 1900-1910 сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно; «Багатели», 1908; «Бурлески», 1911; «Варварское аллегро», 1911; «Портреты» для оркестра, 1908). Широкую известность принес балет «Деревянный принц» (1916). В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений - балет «Чудесный мандарин».

В 1920-е годы продолжал развивать национальные фольклорные элементы. В некоторых произведениях этого периода еще острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложненности музыкального языка. Этим сочинениям присущи крайняя заостренность и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам. 1920-1930-е годы - период расцвета гастрольно-концертной деятельности (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР).

С 1930-х годов поворот в сторону упрощения и классичности стиля. Барток отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и четкости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931; «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы занимает антифашистскую позицию. Создает сочинения, выражающие идеи гуманизма и братства народов (соната для 2-х фортепьяно и ударных, 1937; скрипичный концерт; «Дивертисменте» для струнного оркестра, 1939). Произведения для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен; кантата «Из прошлого», 1935), пьесы педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931; фортепьянный цикл «Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры (1940) эмигрировал в США. Там были созданы концерт для оркестра (1943) и фортепьянный концерт (1945).

Научные исследования в области фольклористики. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).

Энциклопедия Кольера

БЕЛА БАРТОК

БЕЛА БАРТОК

(Bartok, Bela) (1881-1945), венгерский композитор и пианист. Родился 25 марта 1881 в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния). Первоначальное музыкальное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Г.Кеслера. Первые же самостоятельные сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им сборники народных песен и постоянно использовал найденные напевы и наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов. В 1907 Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные после 1918, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй струнный квартет, в скором времени принесли Бартоку европейскую известность. Он стал одним из руководителей Международного общества современной музыки, много выступал с концертами как пианист и композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в Советском Союзе (1929). В 1940 Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского фольклора из коллекции М.Парри (по заказу Колумбийского университета). Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал сочинять и почти закончил свой Третий фортепианный концерт. Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945. Последние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик Тибор Шерли. В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов, хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и кларнета был создан Бартоком в 1938 для исполнения со своими друзьями - скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом. Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях Микрокосмос (1926, 1932-1939). Для стиля Бартока характерны краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность.

ЛИТЕРАТУРА

Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М., 1966 Нестьев И. Б.Барток. М., 1969 Б.Барток: Сборник статей. М., 1977

Полезные сервисы